Регистрация Вход
Город
Город
Город

Мёртвый вокзал (Кировск).

 

1. Немного истории: "После открытия на плато Расвумчорр месторождения апатита у подножия Хибинских гор возник рабочий поселок по добыче апатит-нефелиновых руд. С 1929 года происходит стремительное развитие района – строятся одновременно и комбинат, и дороги, и город. Ударными темпами протягивается и железнодорожная ветка. С 1931 года Кировск (на тот момент Хибиногорск) получил статус города. А в 1934 году началось строительство самого примечательного здания Кировска - пассажирского железнодорожного вокзала. Огромное здание в стиле помпезной «сталинской» архитектуры, просторные залы, высокие потолки... Снаружи – гранитная облицовка, изнутри – мраморные колонны и стены, бронзовые люстры, центральный зал украшала репродукция картины Айвазовского «9-й вал».
Задуманная по проекту роскошь и новейшее по тому времени оснащение вокзала требовали значительных финансовых вложений, и в процессе строительства отпускались дополнительные средства. Наконец, в 1939 году состоялось открытие вокзала, сразу ставшего украшением и достопримечательностью Кировска...





фото Певцова, 1939 год

 

...Известно несколько версий появления ТАКОГО вокзала в небольшом городке. По одной из них вокзал был построен к всемирному конгрессу горняков, который предполагалось провести в Хибинах, по другой планировалось связать Кировск железнодорожным сообщением непосредственно с Мурманском, минуя Апатиты, преодолев Хибинские горы через тоннель. Но самая распространенная версия об ошибке чиновников. Якобы проектировался этот вокзал для другого Советского города с созвучным однокоренным названием – возможно, для Кировска Ленинградской области или для Кирова или… Как бы то ни было несколько десятилетий стояло величественное, похожее на дворец здание на тупиковой ветке, на фоне возвышающихся гор. До конца девяностых годов вокзал функционировал, из Апатит ходили электрички. Работали все вокзальные службы: кассы, камеры хранения, гостиница, киоски, ресторан, который пользовался популярностью не только у приезжих, но и у кировчан. Зачастую в натопленном помещении вокзала коротали время в ожидании поезда группы туристов, расположившись на ночь прямо на намытых полах и залив в котлы кипяток из привокзального буфета...





...Но, наверное, не рентабельным было содержание такого вокзала в современных условиях. В 1996 году прекратилось движение поездов, все более-менее ценное было демонтировано и вывезено, а что-то утрачено. Сейчас вокзал производит удручающее впечатление (особенно на тех, кто помнит его еще «живым» в недавнем прошлом): крыши нет, во всех залах сугробы, видны обгоревшие балки, куски арматуры… Сохранились колонны во внутренних залах, широченные подоконники под арочными окнами, лестницы на второй этаж, окошки касс, даже грузовые весы… Мраморной облицовки нет, кругом «ошметки» краски и штукатурки, в окнах кое-где торчат обломки деревянных рам. И на всю эту разруху взирает левым глазом вождь мирового пролетариата…





Забвение пришло сюда лет десять назад, в середине девяностых. Остановилась фабрика, затем железнодорожные кассы перевели в город. Пустующее здание стало разрушаться не без помощи людей. Отсюда вынесли все ценное, что можно было оторвать. Исчез Айвазовский, сломали памятник Кирову. Видимо, кто-то подумал, что скульптура бронзовая. А когда скинули ее вниз, оказалось, что каменная, просто выкрашена под металл. В 1996 году бывший вокзал передавали в частные руки. Говорят, здесь один из предпринимателей планировал построить пивной завод. Но что-то не сложилось. В заброшенном помещении поселились бомжи, несколько раз здание сильно горело. И сегодня вокзал, который вызывал когда-то гордость у кировчан, пришел в полную негодность. Как рассказали в городской администрации, недавно приезжали коммерсанты из другого города, хотели арендовать это здание, чтобы сделать там склад, но посмотрели и отказались от своей идеи. От здания, которое когда-то казалось мне сказочным дворцом, остались одни стены. (http://donkey.mels.ru/forum/showthread.php?t=1751)

 

2. Современное состояние

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.



5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.





Источник: своё

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

вокзал Кировск разруха Россия Хибины

 

Комментарии:

руины живописны, будто война прошла

Ответить


SandyS

Мда. Грустно смотреть на все это. Хохлам его надо показать- такой антураж для Сталкера. Или депутатам госдумы-хотя стыдно им не станет, эт точно.

Ответить

Irisha

Красивое здание. Было бы.

Ответить

В тоталитарном Совке - всё работало, созидалось, развивалось и процветало. В демократической России - всё деградирует, разрушается, хиреет и угасает.

Ответить

DmitrySh

Не лучший пример для восхваления Совка, т.к. это яркий пример плановой ошибки. Если рационально подумать, то зачем городу за Полярным кругом, с населением в 25000 жителей и находящемуся в стороне от железных дорог (читай тупике) нужен был такой вокзал? Зачем он городу с минимальным пассажиропотоком? С другой стороны, в современной России строится и открывается достаточно много новых и современных вокзалов (Уфа, Тюмень, Самара, Красноярск, Томск и т.п.)

Ответить

SandyS

Тогда в бешенстве думали не на год вперед, а лет на 20 и не о том как отчитаться за бабки выделенные на строительство- а о том сколько такое здание простоит- если построить большое, красивое , светлое здание- можно вкладывать по чуть чуть в подержание в хорошем виде- и не надо раз в 5 лет перестраивать.

Ответить

Как раз, удачный! Где бы люди не жили, хоть в г. Тьмутаракань, на первом месте всегда был человек, а не выгода и рентабельность. Золотое закон социализма в действии: "всё во имя человека, всё на благо человека". Тебе, убогий, этого не понять.

Ответить

DmitrySh

Про выгоду и отношению к человеку
"Своим появлением на карте Кировск обязан чистой случайности. В 1920 году группа советских специалистов направлялась в Мурманский порт. Был среди них и молодой ученый-минералог Александр Евгеньевич Ферсман. По дороге остановились в Хибинах, чтобы заправиться топливом. Воспользовавшись остановкой, Ферсман решил пройтись по окрестностям и… был потрясен открывшимися ему рудными богатствами. Хибины, дикие, неприветливые, нетронутые человеком северные горы были настоящей кладовой минералов!
Главной ценностью этих мест, обнаруженной в ходе дальнейших геологических экспедиций, оказался апатит – минерал, широко применяющийся для выработки удобрений. На тот момент Россия закупала апатит в Марокко. До появления геологов в Хибинах никто и не подозревал, что в стране есть собственные залежи ценной руды, да еще и самые крупные в мире! Со строительства рудника, обогатительной фабрики и при них рабочего поселка и началась в 1930 году история Кировска.
В 1931 году поселок получил статус города и имя – Хибиногорск. До этого времени в Хибинах не было постоянного населения, лишь кочевые племена саамов, занимавшихся охотой и оленеводством, появлялись летом в этих местах.
Хибиногорск и железнодорожную ветку к нему начали строить «спецпереселенцы» – раскулаченные крестьяне. Их привозили под вооруженным конвоем с убогим скарбом вместе со стариками и детьми. Расселяли в продувных палатках, землянках, где ширина человеко-места на нарах едва превышала 30 см.
Вслед за «спецпереселенцами» настал черед советских партийцев, военного командования и прочих «врагов народа», ссылавшихся сюда в лагеря на рудники. До сих пор на Кольском полуострове можно найти свидетельства тех страшных лет – сторожевые вышки, руины бараков..."

Ответить

DmitrySh

Ах да... удачный пример строительства. В общем, в 1939 году строители вокзала были обвинены в растрате, а главный проектировщик застрелился.

Ответить


DmitrySh

http://www.kirovsk-hibinogorsk.ru/history.html

Ответить

Shate

Красивый вокзал

Ответить


Современная Россия как она есть, и если ЕР не скинем такое будет повсеместно.

Ответить

shrrr

А некому скидывать, всё и все атрофировались как граждане, остались потребители. А потребителю всё равно, лишь бы потреблялось от души.

Ответить

Тарквемадо

Смерть вокзала...удручающе... когда то ходили поезда,уезжали и приезжали пассажиры...кипела жизнь! все в прошлом,грустно!

Ответить

Кантимир

А в чём "помпезность «сталинской» архитектуры"
Нормальная, человеческая архитектура, как и должно быть.

Ответить

А мне кажется - все как в настоящей жизни. Все живет и когда-то умирает. Нет ничего вечного на земле, даже вокзалов :-).

Ответить

Закон возрастания энтропии в действии.

Ответить

борсалино

а зачем в тупиковом томске или тупиковом нижневартовске такие вокзалы отстроены?

Ответить

Рядом с этим вокзалом, на последней фотке, много лет стоял древняя четырехосная цистерна. Сколько себя помню (мне 36), всегда там была. В начале или в середине нулевых ее вдруг не стало.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.